BestLunch по ритейлу и торговой недвижимости (Канны, MAPIC 2017)

22 ноября, 2017 15:58


 

15 ноября на Лазурном побережье за деловым обедом BestLunch встретились руководители ритейл и девелоперских компаний.

ГК «БестЪ» и портал «Арендатор.ру» провели деловой обед BestLunch в рамках 23-й международной выставки по торговой недвижимости и ритейлу MAPIC в Каннах. Встреча в рамках BestLunch уже стала хорошей традицией для российских участников выставки. Более 50 руководителей ритейл и девелоперских компаний собрались для обсуждения острых вопросов отрасли и неформального диалога о серьёзных вызовах, с которыми девелопмент и ритейл сталкивается сегодня.

Модерировали беседу Станислав Ступников, руководитель направления торговой недвижимости «БестЪ. Коммерческая недвижимость » и Николай Казанский, президент РГУД, управляющий партнёр Colliers International Russia.

Юридический партнёр BestLunch: «Дювернуа Лигал». Facility management partner — ОМС.
Федеральный партнёр — Российская гильдия управляющих и девелоперов. Генеральный интернет-партнёр по ритейлу: Retail.ru. При поддержке Национальной ассоциации участников сетевой торговли (НАСТ).

Согласно обзору «БестЪ. Коммерческая недвижимость», который был представлен в рамках мероприятия за 9 месяцев текущего года Росстат фиксирует оборот розничной торговли в РФ — 21,6 трлн.руб. За весь 2016 г. в рознице было реализовано товаров на 28,3 трлн.руб.

Основываясь на динамике показателя индекса физического объёма рынок в текущем году начал восстанавливаться и понемногу выходить из пике, которое продолжалось в 15 и в 16 годах. По сравнению с прошлым годом розничный оборот в сопоставимых ценах вырос на 0,5%.


 

Регионы с наибольшими объёмами розничных продаж — это Москва, Московская обл. и Санкт-Петербург. Но в пересчёте на душу населения, кроме Москвы и Санкт-Петербурга в лидерах также Сахалинская, Свердловская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и Краснодарский край.

В аутсайдерах республики Северного Кавказа и регионы юга Сибири. В этих регионах по официальным данным розничный товарооборот на душу населения в среднем составляет 70–100 тыс. руб. в год. В среднем среднестатистический житель РФ за год покупает товаров на 193 тыс.руб.

Распределение розничного оборота между товарами продовольственной и непродовольственной группой составляет как 49% на 51%. За прошедший год данное соотношение практически не изменилось. Основное изменение в распределении внутри этих групп — рост продаж автомобилей и других товаров, связанных с обслуживанием автомобилей. В прошлом году доля этой категории в общем объёме розничного товарооборота составляла 25%, в этом — 32%. Также можно отметить увеличение доли продаж товаров длительного пользования — бытовой техники/электроники и мебели. Это может быть следствием доступности для населения кредитов, поскольку реальные доходы населения практически не растут.


 

Ухудшение ситуации в отрасли ритейла в период 14–16 годов прямым образом отразилась на девелопменте торговой недвижимости. По данным Росстата за 9 мес. текущего года в РФ было построено около 7,7 млн. кв. м торговой недвижимости.

Начиная с 2014 г. динамика ввода торговых объектов в целом по РФ отрицательная. Несмотря на некоторую положительную динамику в продажах, вероятнее всего тенденция уменьшения объёмов строительства будет иметь место ещё в ближайшие 2–3 года.


 

По итогам 2016 года средняя обеспеченность населения РФ качественными торговыми площадями современных форматов составила — 219,5 кв.м на 1000 жителей. В лидерах по этому показателю Москва, Московская обл., Ханты-мансийский автономный округ, Челябинская и Нижегородская области.

Динамика по обеспеченности положительная, не смотря на то, что новых объектов строится мало.

Росстат не приводит данные по Санкт-Петербургу.

По данным ГК «Бестъ», обеспеченность населения Санкт-Петербурга торговыми объектами современных форматов находится на уровне 1 160 кв.м на 1 тыс. жителей.


 

Участники дискуссии, тем не менее, видят потенциал для развития торговой недвижимости и ритейла в Москве, в городах Дальнего Востока, в некоторых милионниках таких как Пермь, Томск и других крупных городах.

Эксперты обсудили также заметный рост в сегменте F&B: за 10 лет операторы увеличили площади в торговых центрах на 10%, и за следующие год–два, анализируют специалисты, данный показатель может увеличиться вдвое. При этом ресторанные зоны продлевают визит потребителя в среднем на 27 минут и увеличивают средний чек на 18%.

Также беседа коснулась интернет-торговли. Несмотря на всю динамику развития этого сегмента, существуют факторы, которые существенно замедляют темпы его развития. В частности, едва ли не основной проблемой являются логистические системы, не всегда позволяющие доставить товар до конечного потребителя быстро. Кроме того, существующий в России складской рынок во многом не отвечает потребностям интернет-магазинов.

Завершился BestLunch блиц-опросом на тему «Каким вы видите отечественный рынок ритейла в ближайшем будущем». Участники согласились с тем, что основной потенциал развития заложен в соответствии тренду, когда человек получает удовольствие не от факта покупки, а от процесса, который её сопровождает. Выигрывать будет только тот бизнес, который «готов изменяться и готов делать это хорошо».